Эпидемия коронавирусной инфекции привела к сокращению доходов бюджета Москвы, что в принципе не удивительно. По данным отчета об исполнении бюджета Москвы за первые три месяца 2020 года наблюдается примерно 10% снижение доходной части бюджета. К 1 апреля Москва недобрала примерно 20 млрд. рублей. Очевидно, что по итогам первых четырех месяцев, то есть на 1 мая, снижение будет еще большим.

Удивительно другое, что по итогам первых трех месяцев расходы бюджета сократились примерно на 70 млрд. рублей и в итоге, за первый квартал мы имеем профицит бюджета в размере почти 57 млрд. рублей.

В тоже время, несмотря на эпидемию, доходы и расходы Фонда ОМС лишь незначительно отклонились от плановых установок и образовали незапланированный дефицит в размере 1,1 млрд рублей, что составило примерно 4% от расходов Фонда. На фоне коронавируса это более чем приемлемый результат.

Реагируя на нестандартную ситуацию, бюджет Москвы за 1 квартал показал увеличение расходов на здравоохранение на 10%, что вполне понятно, а также на СМИ — почти на 50%. Последнее можно объяснить необходимостью более активной разъяснительной работы с населением, хотя, если посмотреть на абсолютные значения, прирост по СМИ по сравнению с другими статьями расходов незначителен. 

Остальные расходы бюджета столицы снизились, в том числе на национальную экономику, спорт и межбюджетные трансферты — более чем вдвое, на ЖКХ, образование и социальную политику — не более чем на 20-25%. Практически не сократились расходы на культуру.

Таким образом, мы можем наблюдать политику экономии, которая выражается в максимально возможном отказе или отсрочке от финансирования не самых принципиальных расходов, что позволяет властям города обеспечить бесперебойное функционирование всей системы здравоохранения, включая ОМС, а также накопить некоторый денежный запас на будущее.

Несомненно, что коронавирусная инфекция создала серьезные проблемы не только в области здравоохранения, но и Департаменту финансов, вынудив его в авральном порядке, что называется на ходу, менять финансовые планы, сроки и суммы платежей. Несмотря на это, каких-либо задержек в проведении бюджетных платежей не отмечено.

Но это мы рассмотрели данные на 1 апреля 2020 года. Данных за апрель еще нет и несомненно, что этот месяц, как и май будет серьезно провальными для бюджета.

Поэтому сейчас столица должна решить, как ей быть дальше в сложившихся непростых финансовых условиях. У властей города есть два противоположных варианта действий.

Первый — осуществить секвестр расходов бюджета, и все основания для принятия такого шага имеются. При этом, действительно, часть расходов можно снизить относительно безболезненно. Вместе с тем, давайте не забывать, что городской бюджет прямо и косвенно дает средства к существованию миллионам людей, и секвестр приведет к сокращению доходов рядовых москвичей.

Второй — не осуществлять секвестра, а вернуться к практике эмиссии облигаций, нарастив госдолг. В этом случае город выполнит все прямые и косвенные обязательства перед всеми заинтересованными лицами, а городское хозяйство продолжит работу в привычном ему режиме. Тогда, по экспертной оценке, городу потребуется привлечь до конца года до 200 млрд рублей займов.

Общее состояние экономики России, а также сильная налоговая база столицы позволяет быть уверенным в том, что город сможет погасить госдолг в течение 5-7 лет без особых напряжений.

Однако наиболее вероятным является третий, комбинированный вариант, когда произойдет незначительное сокращение расходов, это не сложно будет сделать, учитывая, что два месяца часть города просто банально простаивала, необходимо привлечение заемных средств облигационеров и кредитов коммерческих банков. Тем более, что банки сейчас испытывают трудности с избыточной ликвидностью и будут только рады вложиться в бумаги такого высоконадежного эмитента, как Москва.

Магомет Яндиев, 

руководитель  фракции, депутат МГД, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова