Back to Top

sr@duma.mos.ru

8-495-628-67-81

Фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ  в Мосгордуме

Альтернативный бюджет Москвы на 2024 год

Проект

Закона города Москвы

Альтернативный

БЮДЖЕТ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2024 год

Статья. 1. Правительству города Москвы при разработке проекта бюджета на 2024 год рекомендуется руководствоваться следующими намерениями:

  • прекратить практику сознательного завышения планируемых расходов и занижения прогнозируемых доходов;
  • ограничить неконтролируемый прирост расходов бюджета;
  • прирост расходов бюджета должен быть меньше прироста доходов;
  • новые инвестиционные проекты и проекты благоустройства включать в бюджет только если они получили публичную положительную оценку независимых экспертов;
  • увеличить объемы приватизации городского имущества и повысить эффективность управления городским имуществом.

Статья. 2. Правительству города Москвы предлагается придерживаться следующих базовых параметров бюджета столицы на 2024 год:

  • Доходы: 4,3 трлн рублей
  • Расходы: 4,5 трлн рублей
  • Дефицит: -0,2 трлн рублей

Статья. 3. Правительству города Москвы рекомендуется размещать информацию о текущей ситуации с расходами и доходами бюджета на мониторах Московского метрополитена, проводить открытые круглые столы на базе профильных департаментов об исполнении государственных программ и адресной инвестиционной программы города Москвы, ежеквартально информировать депутатов МГД о ходе исполнения бюджета.

Проект альтернативного бюджета «внесен»:

Депутат МГД Яндиев М.И.

Пояснительная записка

к проекту альтернативного бюджета

I. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Уже много лет подряд в законе о бюджете власти Москвы традиционно завышаются расходы бюджета и занижаются его доходы. Потом, по факту оказывается, что план по доходам перевыполнен, а план по расходам недовыполнен, т.е. получена экономия. Эта маленькая хитрость в целом безобидна и за прошедшие годы превратилась в своего рода бюджетную традицию, которая была соблюдена и по итогам 2022 года.

Вместе с тем за период с 2015 по 2021 годы в Москве сложилась еще одна, но уже достаточно опасная традиция: прирост фактических расходов опережает прирост фактических доходов. Рост доходов за этот период составил 2,15 раза, а рост расходов — 2,37.

С одной стороны, в этом есть позитив, который подтверждает тот факт, что экономика столицы развивается стремительными темпами, а с другой – негатив: Правительство Москвы потеряло контроль за расходами бюджета и не может сдерживать их необоснованный рост.

Вместе с тем в 2021-2022 годах эта ситуация изменилась и в 2022 году по сравнению с 2021 годом прирост доходов опередил прирост расходов: 8% и 5%, соответственно. Это позитивная динамика и ее необходимо сохранить в 2023 году и следующих годах.

Обращает на себя внимание, что ежемесячные доходы бюджета в 2023 году отличаются невероятно большим разбросом значений. В предыдущие годы ежемесячные доходы бюджета отличались друг от друга максимум в полтора раза, но в 2023 году все иначе:

  • в феврале доходы были в два раза меньше, чем в январе;
  • в марте – почти в 9 раз больше, чем в феврале;
  • в апреле – в 12 раз меньше, чем в марте;
  • в мае – в 11 раз больше, чем в апреле.

Так же обращает на себя внимание, что ежемесячные расходы бюджета в 2023 году демонстрируют активный рост по сравнению с аналогичными периодами 2022 года:

  • расходы бюджета в январе 2023 года в 1,9 раза больше расходов в январе 2022 года;
  • расходы бюджета в феврале 2023 года в 1,7 больше расходов в феврале 2022 года;
  • расходы бюджета в марте 2023 года в 1,3 больше расходов в марте 2022 года;
  • расходы бюджета в апреле 2023 года в 1,1 больше расходов в апреле 2022 года;
  • расходы бюджета в мае 2023 года в 1,2 больше расходов в мае 2022 года.

Вероятно, что такая высокая турбулентность доходов и расходов связана с проявлением отложенного от санкций эффекта и принятых для противодействия им мер. Несмотря на беспрецедентность ситуации с ежемесячными доходами внешне это никак не проявляется. И экономика города, и его бюджетная сфера функционируют в целом стабильно, без сбоев. Признаков нефинансирования или недофинансирования объектов социальной сферы не отмечено. Все это свидетельствует, в частности, о высоком профессионализме сотрудников Департамента финансов.

При сохранении прежних темпов прироста доходов и расходов, а также с учетом высокой волатильности доходов и неравномерности расходов видится следующий прогноз исполнения бюджета Москвы за 2023 год:

  • Доходы: 3,9 трлн рублей
  • Расходы: 4,2 трлн рублей
  • Дефицит: -0,3 трлн рублей

При сохранении в целом текущих темпов роста доходов, но ужесточении контроля за приростом расходов прогноз бюджета города Москвы на 2024 год видится следующим:

  • Доходы: 4,3 трлн рублей
  • Расходы: 4,5 трлн рублей
  • Дефицит: -0,2 трлн рублей

II. СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Госпрограммы

Порядка 90 с небольшим процентов расходов бюджета Москвы это 13 государственных программ.

Основные из них по величине это госпрограммы по социальной поддержке, по здравоохранению, по образованию и по развитию транспортной системы. Первые три в совокупности составляют 46% от всех госпрограмм в бюджете 2022 года, а транспортная – 24%.

По большинству госпрограмм прирост за 2015-2022 годы составил в среднем от 1,5 до 2,5 раза.

Вместе с тем по госпрограммам Развитие цифровой среды и Экономическое развитие прирост расходов за 2015-2022 годы составил рекордные 4 и 6 раз, соответственно. Причины такого отличия от других госпрограмм в том, что ускоренная цифровизация столицы дает реально видимые результаты, например, за тот же срок почти 10-ти кратное снижение преступности, а господдержка бизнеса позволила экономике города пережить пандемию и достаточно успешно держать санкционный удар.

АИП

Ключевой компонент каждой из госпрограмм – мероприятия Адресной инвестиционной программы (АИП). Их доля в расходах всех госпрограмм – примерно 20% с небольшим, за исключением 2021 года, когда их доля составляла 24% и было связано с резким ростом капитальных расходов по линии здравоохранения из-за пандемии.

В структуре АИПа с 2015 года ключевой составляющей остаются мероприятия, связанные с развитием транспортной системы, и с 2021 года на второе место выходят расходы на мероприятия, связанные с экономическим развитием и господдержкой бизнеса.

Следует отметить, что за прошедшие несколько лет бюджет Москвы достаточно уверенно пережил последовательно две шоковые ситуации: пандемию ковид-19 и масштабные антироссийские санкции. Тот факт, что бюджет Москвы пережил оба шока, не прибегая к кардинальным мерам, свидетельствует об определенной оптимальности структуры расходов бюджета столицы, в том числе и структуры финансирования АИП и ее в целом целесообразно сохранить.

III. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Текущая устойчивость бюджета столицы – это не повод расслабляться. В отличие от пандемии, которая уже закончилась, санкционный режим будет отменен, вероятно, не скоро, поэтому следует продолжить реализацию комплекса мер по укреплению бюджета и бюджетной дисциплины.

Корректность целей и показателей Госпрограмм. К нормативным документам города Москвы, которыми регламентируются госпрограммы, имеется множество замечаний, в частности: некорректно сформулированные цели госпрограмм и неполное описание целей в терминах статистических показателей, что не позволяет утверждать о наличии причинно-следственной связи между целями госпрограмм и включенными в госпрограммы мероприятиями. В Департаменте экономики проблему знают, но что-то изменить не торопятся.

Актуальность жилищно-коммунальных нормативов. Нормативы ЖКХ устарели и требуют обновления, например, норматив потребления воды на одного человека завышен почти в четыре раза. Требуют обновления и методики формирования нормативов. Вместе с тем, с 2020 года Департамент ЖКХ ведет неспешную работу по обновлению нормативов.

Эффективность работы районных ГБУ Жилищник – одна из важнейших для населения тем. А один из аспектов этой эффективности это соответствие нормативов финансирования реалиям времени. Нормативы финансирования жилищников не менялись с момента их образования в 2013 году. Их необходимо обновить как можно скорее. Но, скажем по секрету, это не единственные нормативы, которые следует актуализировать.

Качественно проведенный капитальный ремонт – еще одна важнейшая для населения тема. К сожалению ряд многоквартирных домов по разным причинам оказывается в тупиковой ситуации, например, когда выделенные средства уже израсходованы, а капремонт все еще не закончен или, когда появляются новые виды работ, а средства уже запланированы на другие. Необходимо методически, административно и финансово поддерживать проведение качественного капремонта в московских домах.

Большую роль в жизни москвичей играют СМИ. Но не все московские медиа эффективно выполняют возложенные на них задачи и дают ожидаемую отдачу от своего финансирования. Самопиар московских властей целесообразно подсократить, а вырученные средства направить на укрепление материальной базы тех СМИ, которые имеют действительно реальный авторитет и внимание читателей.

Сохранение исторического облика столицы. Эта тема, наверное, вообще не должна обсуждаться, так как она более чем очевидна. Вместе с тем, не редкость примеры, когда новое здание воздвигается с фасадом, кардинально отличающимся от окружающих его старинных особняков. Таких белых ворон в исторической части столицы быть не должно.

Озеленение столицы. Если для Новой Москвы такой проблемы нет, то для самой Москвы, и особенно для центральной ее части проблема нехватки зеленых насаждений стоит очень остро. В Москве много инвазивных деревьев, много больных. Много молодых деревьев, которые не получают должного ухода: летом полива, а зимой защиты от смеси грязи и снега. Власти Москвы в последние годы увлеклись посадкой кустарников, полагая, что они могут заменить деревья. К сожалению кустарники гибнут с высокой скоростью, не переживая даже первой зимы, фактически спуская на ветер бюджетные средства.

Инновации. С переходом на импортозамещение резко выросла значимость отечественной науки. Это предполагает опережающий рост расходов на стимулирование научных исследований и финансирование прорывных разработок. Необходимо повысить статус расходов на науку.

Рачительное расходование бюджетных средств становится год от году все более и более актуальным. В этой связи приведем один только пример. В парке Красная Пресня была восстановлена, вернее построена с нуля «Усадьба «Студенец» – большое трех-четырех-этажное здание. Оно было построено и пустовало без отделки несколько лет, после чего это здание, на которое было потрачено много миллионов бюджетных средств, снесли и на его месте готовится стройка нового объекта. По данному примеру нами не получены внятные объяснения, что ставит под сомнение обоснованность отдельных решений московских властей. Такого быть не должно.

Почетные граждане Москвы. Это покажется невероятным, но большинство жителей Москвы не только не знают самих почетных граждан столицы, но даже не знают о наличии такого звания. Это, безусловно, вопиющее упущение, причем на его исправление совершенно не нужно финансирования, достаточно соответствующим службам отнестись к почетным гражданам Москвы не как к формальности, а как к людям, действительно внесшим важный вклад в развитие города.

Заключительные положения

Бюджет Москвы имеет исключительное значение не только для самой Москвы, но и для всей России, поэтому подготовке его проекта на 2024 год следует уделить особое внимание, не оставляя решение спорных вопросов на этап принятия бюджета в Московской городской Думе. Призываем Правительство Москвы привлекать депутатов МГД к обсуждению проекта бюджета на ранних этапах его подготовки, чтобы осенью 2023 года обсуждение проекта бюджета прошло на высоком профессиональном уровне, без демагогии и политиканства.

Также призываем правительство Москвы продолжить усилия по популяризации московского бюджета и провести осенью 2023 года презентации проекта бюджета Москвы на 2024 год во всех районах столицы.

Приложения:

1. Динамика доходов и расходов бюджета Москвы в 2015-2022 годах

2. Структура расходов бюджета Москвы в 2015-2022 годах

3. Структура расходов АИП Москвы в 2015-2022 годах

Источник информации: budget.mos.ru/