За 2019 год по официальным данным было высажено деревьев больше, чем вырублено, а по нашим независимым расчетам, основанным на данных управ, — наоборот, отмечена существенная убыль. Кроме здоровых деревьев, при вырубке которых требуется компенсация по закону, в городе стало вырубаться много сухостойных деревьев, компенсация которых по закону не осуществляется, это дополнительно увеличило отрицательный баланс зеленых насаждений в городе. По итогам за 2020 год уже даже и по официальным данным фиксируется существенная убыль деревьев. Если в текущем году дефицит повторится, на исправление ситуации может уйти порядка 10 лет, срок взросления саженца.

         Более того, согласно экспертным оценкам, снижение доли озелененных территорий в общегородском территориальном балансе менее 49%, к чему мы можем прийти уже через несколько лет, приведет к проблемам с поверхностным стоком, снижение ниже 41% — будет иметь прямой негативный эффект для рекреации и здоровья, ниже 38% — повлечет утрату биоразнообразия.

         Такая ситуация связана с институциональной проблемой: исполнительная власть не видит ценности зеленых насаждений, оставляя вопрос их сохранности и приумножения где-то в самом конце списка задач развития города, что проявляется, в том числе, в неизбирательной вырубке всего зеленого, что мешает властям в текущий момент времени. Поэтому неудивительно, что в Москве отсутствуют прозрачные актуальные данные по балансу зеленых насаждений и динамике изменения площади озелененных территорий.

         Одна из последних, имевшая общественный резонанс, массовая вырубка произошла в районе Кунцево. Там было вырублено около 3 тыс. деревьев, в том числе особо ценных пород. В то же самое время самое старое дерево Красносельского района, возрастом 200 лет, представляющее, безусловно, историческую ценность и обладавшее всеми признаками памятника природы, было срублено вообще тихо и незаметно, как будто его и не было никогда. Так можно растерять всю свою историю, насчитывающую 22 780 деревьев возрастом старше 100 лет, что составляет 0,2% от общего количества деревьев в Москве.

         Ситуацию не спасает и обязательство строителей компенсировать вырубку, так, например, в районе Солнцево при строительстве жилого дома по ул. Родниковая 5а предполагается вырубить 4926 деревьев, а взамен посадить в 200 раз меньше, только 24 дерева. И это не единичный пример. Все площадки реновации и участки строительства новых элементов улично-дорожной сети демонстрируют убыль зеленых насаждений.

 

         Статья 4 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений» позволяет компенсационные посадки деревьев делать в пределах всего административного округа, что совершенно не компенсирует ущерб, наносимый вырубкой, местным жителям. Вместо того, чтобы посадить деревья локально там же, где они были вырублены, власти без учета чувств москвичей выбирают место посадки совершенно в других местах. Вырубка должна быть разрешена только на тех участках и только в тех округах, где есть зарезервированные под высадку деревьев места. Заблаговременное наличие резервных участков должно стать необходимым условием получения разрешения на вырубку.

         При создании нового озеленения часто выбираются декоративные решения: высаживаются деревья в кадках, выращенные в искусственной среде с искусственным питанием, требующие специфического ухода, слабо приспособленные к условиям городской среды, и возрастные деревья, выращенные в искусственной среде. Уход за ними многократно дороже, а природоохранная функция минимальна. Между тем высаженные в грунт молодые саженцы аборигенных пород из местного посадочного материала уже к 20-летнему возрасту выходят практически на максимум своих полезных свойств.  

         Усугубляет ситуацию и моральная старость Постановления Правительства 616-ПП от 29.07.2003 года — нормативного документа, регулирующего компенсационные выплаты со стороны строителей в бюджет за вырубаемые деревья, в силу чего строителям оказывается выгодно просто заплатить городу чисто символическую сумму за вырубаемые деревья и ни о чем больше не беспокоиться.

         Для полноты картины следует добавить, что в ряде районов города у местных властей нет геоподосновы подведомственной территории, что не позволяет управам знать, где именно возможны посадки деревьев.

         Тот факт, что паспорта озелененных территорий находятся в неактуальном состоянии, влечет за собой создание условий для коррупции. Так, выходя на место и сравнивая фактическое наличие деревьев с данными реестра и отмечая несоответствие данных, у заинтересованного лица может появиться соблазн «договориться» с ответственными лицами, чтобы фактические растущие, но неотмеченные в реестре деревья не принимались во внимание при проектировании и в дальнейшем при строительстве.

         Ситуация существенно усугубилась с принятием постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1798, разрешающего «освобождать», точнее, вырубать зеленые насаждения до получения разрешения на строительство. Это создало возможность вырубки без разрешительной документации и предварительной инвентаризации вырубаемых деревьев. Все это только повышает риск утраты существующей в Москве системы компенсационного озеленения.

         В мировой практике образовалась непререкаемая ценность, признанная на уровне Организации Объединенных Наций. Это концепция Устойчивого развития, отдающая безусловный приоритет зеленым технологиям в производстве, строительстве и инвестировании. В Москве об этом только начали говорить, поэтому практика очень далека от этих принципов, что отталкивает от столицы международных инвесторов, в большинстве своем уже ориентированных на соблюдение зеленых ценностей.

         Мировая практика также свидетельствует, что зеленые насаждения — это важнейший фоновый элемент туристической притягательности городов. На интуитивном уровне туристы не захотят возвращаться в каменные джунгли, в которые Москва может очень быстро превратиться, если ничего не поменять.

         Мировая практика свидетельствует, что зеленые насаждения — это ценный имущественный актив, однако в Москве этот концепт не применяется, в результате чего «зеленое» имущество Москвы фактически является бесхозным. Дерево может болеть, дерево могут повредить, его могут безосновательно спилить — все это остается без должного внимания властей, но именно такая мелочь не ускользнет от внимания иностранных инвесторов.

         Мировая практика и исследования Всемирной организации здравоохранения говорят, что существует прямой значимый эффект между здоровьем и количеством зеленых насаждений. По данным ВОЗ оптимальным для здоровой жизни людей является наличие в пешеходной доступности (порядка 300 м) благоустроенных озелененных территорий (парков, скверов). 1 га озелененной территории за год осаждает до 40 тонн пыли, в том числе мелкодисперсной, которая, по мнению ВОЗ, входит в перечень основных угроз для здоровья.

         Мировая практика и Парижское соглашение по климату свидетельствуют, что зеленые насаждения – это ключ к решению проблемы глобального изменения климата.

         Мировая практика демонстрирует наличие прямых выгод от высокой озелененности городских территорий. Озеленение увеличивает стоимость жилой недвижимости на 10-15%, арендной платы на 3%, увеличивает загрузку коммерческих помещений на 3,5% и снижает эксплуатационные расходы в сфере недвижимости на 8-9%.

         Большой объем вырубки в Москве без достойной компенсации является причиной нарастающих социальных конфликтов, о чем свидетельствует мониторинг соответствующих публикаций в социальных сетях.

         При том, что Москве необходимо 28 млн деревьев, а имеется в наличии только 8,5 млн, дефицит и без того огромный только продолжает расти. Причем часть из имеющихся деревьев больны, но их никто не лечит, более того далеко не во всех столичных ГБУ Жилищник есть в штате дендрологи. Из-за ненадлежащего обслуживания — варварская обрезка, жесткий полив под давлением — зеленые насаждения быстрее умирают.

         Все это ставит под угрозу качество жизни в столице, воздух в которой, если ничего не предпринять, вернется качественно к уровню двадцатилетней давности уже в ближайшие несколько лет. Мы считаем ситуацию в области зеленых насаждений критической.

         В связи с этим и в преддверии весны — начала посадочного сезона, объявляю месячник борьбы за сохранность зеленых насаждений.

         Мы высоко ценим все позитивное, что было сделано властями ранее, в том числе приветствуем проведение городских акций типа «Миллион деревьев» и аналогичные и готовы их всячески поддерживать. Вместе с тем считаем, что к началу весны — началу сезона посадки зеленых насаждений — надо основательно подготовиться, так как, например, органы власти готовятся к началу отопительного сезона.

 

В связи со всем вышесказанным просим:

 

Мэра Москвы

  • — запланировать проведение полной инвентаризации зеленого фонда столицы. В соответствии с действующим законодательством инвентаризация необходима как по площадным показателям озелененных территорий (на уровне города, округа и районов), так и количественная подеревная. Это позволит получить точные и актуальные данные по балансу озелененных территорий и обеспечить выполнение требований Закона города Москвы № 17 «О защите зеленых насаждений»;
  • — признать зеленые насаждения имущественным активом города и принять их на соответствующий учет;
  • — признать увеличение числа зеленых насаждений до 28 млн шт приоритетной задачей органов власти Москвы и включить информацию о фактическом количестве деревьев в столице и их изменении за год в ежегодный отчет Мэра Москвы перед депутатами Московской городской Думы;
  • — обязать префектов и глав управ включать информацию о фактическом количестве деревьев в округе (районе) и их изменении за год в свой ежегодный отчет;
  • — изменить подходы к проектированию городских пространств, дополнить их прогнозом по количеству зеленых насаждений и их влиянию на здоровье и формирование комфортной городской среды (в настоящее время этот подход не учитывается, однако в мире такие методики существуют);
  • — актуализировать в сторону повышения размер компенсационных выплат за вырубаемые деревья по Постановлению Правительства Москвы 616-ПП с учетом их положительного вклада в здоровье. При вырубке, соответственно, должен учитываться наносимый здоровью вред;
  • — поддержать Законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений», предполагаемый к рассмотрению в Московской городской Думе в первом квартале 2021 года;
  • — обеспечить в режиме просмотра свободный доступ к паспортам озелененных территорий Москвы, а также выложить в свободном доступе реестр порубочных билетов и реестр разрешений на строительство в части объемов разрешенной вырубки зеленых насаждений;
  • — обеспечить регулярную заблаговременную, до начала строительных работ, публикацию информации о вырубках деревьев, осуществленных строительными и дорожными организациями, а также о предполагаемых посадках как обязательного условия начала строительных работ;
  • — признать деревья долгоживущих ценных пород старше 100 лет исторической ценностью города Москвы и ввести абсолютный запрет на их вырубку, за исключением причин, связанных с угрозой жизни людей.
  • — провести Заседание Правительства Москвы, посвященное тематике зеленых насаждений и возможности внедрения в городе концепции Устойчивого развития, а также готовности профильных департаментов и служб города к началу сезона посадки деревьев.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

  • — обеспечить полную подеревную инвентаризацию зеленого фонда столицы и совместно с Москомархитектурой инвентаризацию баланса озелененных территорий;
  • — присвоить статус памятника природы деревьям долгоживущих особо ценных пород возрастом свыше 100 лет;
  • — признать зеленые насаждения имущественным активом города и рекомендовать органам власти Москвы принять их на соответствующий учет;
  • — признать увеличение числа зеленых насаждений до 28 млн шт. приоритетной задачей органов власти Москвы;
  • — актуализировать в сторону повышения размер компенсационных выплат за вырубаемые деревья по Постановлению Правительства Москвы 616-ПП;
  • — поддержать Законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений», предполагаемый к рассмотрению в Московской городской Думе в первом квартале 2021 года;
  • — обеспечить в режиме просмотра свободный доступ к паспортам озелененных территорий Москвы, а также выложить в свободном доступе реестр порубочных билетов;
  • — установить безусловный запрет на вырубку деревьев долгоживущих ценных пород старше 100 лет, за исключением причин, связанных с угрозой жизни людей;
  • — усилить контроль за качеством кронирования деревьев;
  • — инициировать проведение заседания Правительства Москвы, посвященного тематике зеленых насаждений.

 

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

  • — провести площадную инвентаризацию зеленых насаждений в разрезе административно-территориального деления города;
  • — актуализировать Отраслевую схему озеленения города Москвы, установить целевой показатель по количеству деревьев – 28 млн, и сохранить в общем балансе долю озелененных территорий в размере не менее 50%.
  • — опубликовать Отраслевую схему озеленения города Москвы в составе градостроительной документации, документов территориального планирования и проектов планировок;
  • — публиковать адресные перечни резервных участков для компенсационного озеленения и отразить их на Отраслевой схеме озеленения города Москвы;
  • — ежегодно проводить инвентаризацию площадного баланса озелененных территорий города Москвы и публиковать результаты инвентаризации.

 

Департамент жилищно-коммунального хозяйства

  • — обеспечивать проведение полной регулярной инвентаризации озелененных территорий на подведомственных территориях;
  • — изменить подход к уходу за зелеными насаждениями, внедрять современные профессиональные принципы содержания насаждений.

 

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы

  • — способствовать внедрению современных международных подходов для сохранения и оценки значимости зеленых насаждений;
  • — в целях повышения инвестиционной привлекательности города Москвы поддержать в рамках своей компетенции инициативу установления для города целевого ориентира по количеству деревьев, а также предложенный нами уровень — 28 млн деревьев;
  • — инициировать проведение заседания Правительства Москвы, посвященного тематике зеленых насаждений.

 

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы

  • — в целях повышения общей привлекательности города Москвы и сохранения благоприятного образа столицы поддержать в рамках своей компетенции инициативу установления для города целевого ориентира по количеству деревьев, а также предложенный нами уровень — 28 млн деревьев.

 

Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы

  • — принять в рамках своей компетенции все возможные меры противодействия коррупционным возможностям, порожденных:

— несовершенным порядком учета зеленых насаждений и неактуальностью паспортов озелененных территорий, в том числе содействовать проведению полной инвентаризации зеленого фонда столицы, признанию зеленых насаждений имущественным активом города и принятию их на соответствующий учет, обеспечению в режиме просмотра свободного доступа к Реестру зеленых насаждений Москвы, размещению в свободном доступе реестра порубочных билетов;

— принятием постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1798, разрешающего «освобождать» озелененные территории от деревьев до получения разрешения на строительство и до получения порубочных билетов.

  • — обеспечить контроль за публикацией в открытом доступе разрешений на строительство, детальных сведений о количестве вырубаемых при строительстве и планируемых к посадке деревьев;
  • — инициировать включение в московское законодательство практики общественных обсуждений планов по вырубке. Аналогичная практика успешно существует в Санкт-Петербурге, Республике Крым, Калининградской области, Пермском крае, Удмуртской республике, а также в зарубежных станах – в частности, в Германии и Италии;
  • — инициировать проведение Заседания Правительства Москвы, посвященного тематике зеленых насаждений.

 

Главное контрольное управление города Москвы

  • — обеспечить контроль эффективности затрат на высадку зеленых насаждений и затрат на уход за зелеными насаждениями.

 

Департамент городского имущества города Москвы

  • — поддержать инициативу проведения полной инвентаризации зеленого фонда столицы, признать зеленые насаждения имущественным активом города и принять их на соответствующий учет.
  • — инициировать проведение заседания Правительства Москвы, посвященного тематике зеленых насаждений.

 

Комитет государственного строительного надзора города Москвы

  • — поддержать в рамках своей компетенции инициативу установления для города целевого ориентира по количеству деревьев, а также предложенный нами уровень — 28 млн деревьев. Кроме того, поддержать предложение признать деревья долгоживущих ценных пород старше 100 лет исторической ценностью города Москвы и ввести запрет на их вырубку, за исключением причин, связанных с угрозой жизни людей;
  • — публиковать разрешения на строительство в части, касающейся зеленых насаждений;
  • — поддержать возможность вырубки зеленых насаждений только при наличии резервных участков для озеленения.

 

Департамент градостроительной политики города Москвы

  • — установить целевой показатель по количеству деревьев – 28 млн, и сохранить в общем балансе показатель не менее 50% озелененных территорий;
  • — поддержать публикацию Отраслевой схемы озеленения города Москвы в составе градостроительной документации, документов территориального планирования, проектов планировок;
  • — поддержать публикацию адресных перечней резервных участков для компенсационного озеленения и отразить их на Отраслевой схеме озеленения города Москвы;
  • — поддержать ежегодную инвентаризацию площадного баланса озелененных территорий города Москвы и публиковать результаты инвентаризации;
  • — поддержать в рамках своей компетенции инициативу установления для города целевого ориентира по количеству деревьев, а также предложенный нами уровень — 28 млн деревьев. Кроме того, поддержать — предложение признать деревья долгоживущих ценных пород старше 100 лет исторической ценностью города Москвы и ввести запрет на их вырубку, за исключением причин, связанных с угрозой жизни людей.

 

Комитет по туризму города Москвы

  • — в целях повышения туристической привлекательности города Москвы и поддержания благоприятного образа столицы поддержать в рамках своей компетенции инициативу установления для города целевого ориентира по количеству деревьев, а также предложенный нами уровень — 28 млн деревьев;
  • — поддержать присвоение статуса памятника природы деревьям долгоживущих особо ценных пород возрастом свыше 100 лет;
  • — инициировать проведение заседания Правительства Москвы, посвященного тематике зеленых насаждений.

 

Департамент информационных технологий города Москвы

  • — в рамках своих полномочий обеспечить цифровую инвентаризацию зеленого фонда столицы, разработать программное обеспечение, позволяющее свободно просматривать Реестр зеленых насаждений Москвы, реестр порубочных билетов и реестр разрешений на строительство в части зеленых насаждений.

 

Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы

  • — рекомендовать префектам и главам управ включать информацию о фактическом количестве деревьев в округе (районе) и их изменении за год в свой ежегодный отчет;
  • — оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по сохранению зеленых насаждений на подведомственных территориях;
  • — принять меры для обеспечения в штате всех столичных ГБУ Жилищник профессиональных дендрологов.

 

Департамент строительства города Москвы

  • — в рамках своих компетенций обеспечить бережное отношение застройщиков к деревьям и кустарникам, минимизировать их вырубку и, наоборот, максимизировать их посадки. Рекомендуем рассмотреть возможность принятия строительными организациями принципа «Срубил одно дерево — посади два», а также установить безусловный запрет на вырубку деревьев старше 100 лет, за исключением причин, связанных с угрозой жизни людей;
  • — обеспечить публикацию в открытом доступе:

— планов по вырубке зеленых насаждений (заблаговременно);

— разрешений на строительство, детальных сведений о количестве вырубаемых при строительстве и планируемых к посадке деревьев;

— сведений о зарезервированных под компенсационное озеленение территориях, где планируется осуществление компенсационного озеленения.

 

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

  • — инициировать заседание Правительства Москвы по вопросам защиты зеленых насаждений;
  • — установить приоритет высадки местного посадочного материала аборигенных пород;
  • — обеспечить в подведомственных организациях бережное отношение к деревьям и кустарникам, минимизировать их вырубку и, наоборот, максимизировать их посадки, а также принять меры для обеспечения в штате всех организаций, обслуживающих городское пространство, профессиональных дендрологов.

 

Департамент культурного наследия города Москвы

  • — присвоить статус объекта исторического наследия или иной, соответствующий, деревьям долгоживущих ценных пород, возраст которых превышает 100 лет, и обеспечить им охрану государства.

 

ГУ МВД России по г. Москва

  • — взять под особый контроль сохранность зеленых насаждений и совершение каких-либо манипуляций с деревьями, в том числе в первоочередном порядке проверять законность вырубки деревьев.

 

Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы

  • — провести проверку законодательства Москвы, регулирующего вопросы зеленых насаждений, на актуальность, полноту охвата темы и коррупционоемкость;
  • — взять под особый контроль сохранность зеленых насаждений и совершение каких-либо манипуляций с зелеными насаждениями, в том числе в первоочередном порядке проверять законность вырубки деревьев.

 

Префектуры, управы

  • — в рамках своих компетенций обеспечить в подведомственных организациях подготовку к началу весеннего периода посадки деревьев, бережное отношение к деревьям и кустарникам, минимизировать их вырубку и, наоборот, максимизировать их посадки, а также принять меры для обеспечения в штате всех организаций, обслуживающих городское пространство, профессиональных дендрологов;
  • — включать информацию о фактическом количестве деревьев в округе (районе) и их изменении за год в свой ежегодный отчет.

 

Муниципальные образования города Москвы

  • — взять на особый контроль подготовку местных органов власти и управляющих компаний к началу весеннего посадочного периода.