📌Преамбула

Одной из острейших проблем города Москвы является большое количество семей москвичей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Это порождает в обществе возмущения примерно такого рода: «безобразие, что в городе с бюджетом 3 трлн существует такая большая очередь».

Конечно, было бы несправедливым говорить, что ситуация с очередью не меняется. Так, 10 лет назад очередь была длиной в 136 тыс. семей, сейчас – на начало 2021 года – их осталось в два с лишним раза меньше, примерно 50 тыс., из которых 4/5 стоят на очереди более 15 лет. Но и 50 тысяч — это очень много.​

Для богатейшего города России наличие громадной очереди – это, действительно, совершенно неприемлемая ситуация. На это обстоятельство неоднократно указывали и активисты, и политики. Так, в частности, наша фракция готовила поправки в бюджет Москвы на 2021 год с предложением увеличить расходы на Департамент городского имущества (ДГИ) с целью ускорить ликвидацию очереди, но поправка не была поддержана большинством депутатов Думы. Так же наше предложение не нашло поддержки и у ДГИ. В связи с, казалось бы, абсурдностью ситуации – мы предлагаем финансирование, но власти от него отказываются – мы решили детально разобраться в вопросе устройства и функционирования очереди.

 

📌Предыстория

Важная веха в истории очередников Москвы — это 1 марта 2005 года, когда на смену действовавшему с 1983 года Жилищному кодексу РСФСР был принят Жилищный кодекс России.

Тогда произошло изменение, образно говоря, концепта решения жилищных проблем. Из нескольких очередей, имевших разные приоритеты и, соответственно, коррупционное сопровождение в виде произвольного выбора первоочередников, была сформирована одна общая очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем всех новых нуждающихся стали принимать в очередь только при условии, что они являются малоимущими. Таким образом, городские власти заменили советский принцип решения жилищных проблем – даем жилье всем, кто не укладывается в нормативы по жилой площади, на новый, рыночный – помогаем приобрести жилье и то, только тем, кто в этом реально нуждается.

При этом, все, кто стоял в очереди до 2005 года, могут претендовать на «улучшение жилищных условий» по договору социального найма при подходе очереди, а также на помощь города в приобретении жилых помещений (субсидию и/или социальную ипотеку для приобретения жилья), а те, кто встал в очередь после 2005 года, могут претендовать на жилье по договору социального найма, после выполнения городом обязательств перед теми, кто встал в очередь до 2005 года. Кроме того, был создан специальный фонд для пожилых лиц и инвалидов, которые могут претендовать также на жилье по договору безвозмездного пользования (т.е. после их смерти, жилье возвращается городу).

 

📌Как устроена очередь

Еще раз повторимся, что с 2005 года в Москве функционирует только одна очередь, и все очередники имеют в ней свой порядковый номер, актуальное значение которого они могут отслеживать в своем аккаунте на городском портале mos.ru.​

В этой единой очереди стоят и московские очередники и федеральные, соответственно, работа и с теми, и с теми ведется в порядке общей очереди, но применительно к федеральным льготникам – с учетом поступления средств федерального бюджета. Отметим, что в последние годы задержек с поступлением средств федерального бюджета на эти цели не было. Также ДГИ декларирует, что проблем с финансированием из бюджета Москвы у них тоже нет.

В общей очереди стоят также и дети-сироты, и граждане больные некоторыми опасными хроническими заболеваниями. Но работа с ними ведется в приоритетном порядке – по мере появления потребности в выделении им жилья. Так, дети-сироты получают жилье сразу по наступлении совершеннолетия. Причем вначале они получают жилье, образно говоря, учебное, чтобы они могли социализироваться, и только потом – для постоянного проживания. В 2020 году было выделено порядка 900 квартир для детей-сирот.

Кроме того, в общей очереди стоят и многодетные семьи, имеющие право на земельный участок, но они получают за участок денежную компенсацию, которая зависит от ряда факторов и в отдельных, редких случаях достигала значения в 30 млн рублей.

Для информации: номер 1 в очереди (самый ранний очередник) по состоянию на конец января 2021 года – очередник 1980 года из ТиНАО. С 2017 года ему неоднократно рассылались уведомления, всего уже более 20 уведомлений, на которые очередник не реагирует. Самый поздний очередник из тех, с кем сейчас работает ДГИ, встал на учет в 2005 году. Его номер в очереди – 36863; ему в настоящее время приобретают жилье по ипотеке.

 

📌Базовые условия для постановки на очередь

Таких условий два. Во-первых, для постановки на учет необходимо официально прожить в Москве не менее 10 лет. В свое время этот пункт породил много споров, но московские власти объясняли его защитой интересов москвичей: так формируется юридический приоритет москвичей перед приезжими. Однако вопрос все равно остается: почему 10, а не 20 или 9 лет, тем более, что за годы с момента принятия этой нормы – 1997 год – интенсивность миграции граждан России в Москву снизилась.

Во-вторых, как мы уже это отмечали выше, семья заявителя должна относиться к категории малоимущих, то есть имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. При этом под имущественной обеспеченностью понимается не только денежный доход, но и иные активы членов семьи, а стоимость помещения, которое необходимо приобрести семье, определяется как разница между нормативной площадью (18 кв. м на человека) и занимаемой, умноженная на нормативную стоимость квадратного метра (110,087 тыс. рублей в третьем квартале 2020 года).

Для информации: по состоянию на конец января 2021 года для признания семьи малоимущей денежный доход на одного человека не должен был превышать 26​ 898,5 рублей в месяц при отсутствии в собственности или на праве пользования жилых помещений, иного движимого и недвижимого имущества.

 

🚩Сроки рассмотрения заявок

Ключевой фактор, определяющий скорость движения очереди, это время, которое уходит у ДГИ на работу по обеспечению конкретной семьи. В каждом случае оно разное, от нескольких месяцев до нескольких и более лет.

Как показывает практика, те очередники, кто реально нуждается в улучшении своих жилищных условий, обычно подбирают жилье в короткие сроки, в среднем за 1-2 месяца, в том числе и за пределами своего района проживания. Но есть и такие, кто годами (порядка 5-10 лет) выбирают квартиры, проявляя избыточную требовательность. Из 21 тысячи семей, принятых в работу по обеспечению в 2016-2020 годах – 16 тысяч семей улучшили свои жилищные условия. Порядка 5 тысяч семей отказались от предлагаемых ДГИ вариантов по различным причинам, основная из которых месторасположения предложенных квартир. При этом, порядка тысячи семей отказались от 5-10 вариантов квартир.

В последние годы ДГИ в среднем делает очередникам 7-9 тысяч предложений в год, из которых реально принимается только 3-4 тысячи предложений, что вынуждает ДГИ держать в режиме ожидания большое количество квартир – более 1,5 тысяч. При этом, все средства, выделяемые на денежные выплаты, осваиваются ежегодно в полном объеме – так, в 2020 году ДГИ сделаны предложения очередникам на сумму 9 млрд рублей, однако очередниками предоставлено согласий на сумму порядка 5 млрд. рублей.​

 

❓Может ли номер в очереди расти?

Очередники, наблюдая за изменением своего порядкового номера в очереди, часто задаются вопросом, почему его номер иногда меняется не в сторону уменьшения, а увеличивается. Интуитивно представляется, что номер в очереди должен все время сокращаться, однако на практике, к сожалению, встречается и обратная ситуация.​

Такое может иметь место в нескольких случаях, например, человека восстановили в очереди по решению суда, или очередник предварительно выбрал жилье, но впоследствии от него отказался, и его возвращают обратно в очередь, в то место, где он находился: между теми лицами, кто были его соседями по очереди. Еще вариант: человеку выделяют субсидию и у него есть шесть месяцев для поиска жилья; если он не уложился, субсидия отзывается, а человек возвращается на свое прежнее место в очередь.

 

❓Могут ли очередника исключить из очереди без предоставления жилья?

Могут, и такие прецеденты есть. Оснований для этого несколько, в том числе:

— у очередника обнаружена собственность; такое встречается часто – 25% семей очередников имеют, как выясняется в ходе проверки, в собственности иную жилую недвижимость кроме места регистрации; следует отметить, что в зоне риска, то есть попадающих под подозрение, что у очередника есть жилье, но он его маскирует, находятся порядка 20% очередников. Это лица, у которых в собственности жилья нет, но есть машиноместа, нежилые помещения, земельные участки и т.п.; в результате выявления ранее скрытой очередниками информации о жилищной обеспеченности в 2019-2020 годах из очереди были исключены – 48 семей / 188 человек;

— очередник переехал из Москвы в другой населенный пункт – информация об этом поступает из МФЦ при проведении инвентаризации очереди – в 2020 году выявлено 212 семей, выехавших на постоянное место жительство за пределы Москвы;

— очередник умер – следует отметить, что в 2020 году умерло порядка 350 человек из числа очередников, что лишний раз подчеркивает необходимость скорейшего решения проблемы очередников; однако следует иметь ввиду, что 157 человек умерло не от старости, а от иных причин, например, от болезни или погибли в авариях, а другая часть – 107 человек, люди, вставшие в очередь в пожилом возрасте и относительно недавно.​

Кроме того, в 2019-2020 годах из очереди было исключено 9225 семей по следующим причинам:

— по личному заявлению очередников – 27 семей / 65 человек;

— в связи с изменением состава семьи – 1021 семья / 1823 человека;

— сняты в связи с обеспеченностью по норме (изменились жилищные условия, получена собственность (наследство, дарение, рента), самостоятельно улучшены жилищные условия) – 8177 семей / 23213 человек.

 

❗Выводы

С учетом отсутствия дефицита финансирования и наличия у ДГИ готовых к распределению квартир, можно констатировать, что главная проблема медленного движения очереди — это длительные сроки рассмотрения и поиска подходящего решения по каждому из очередников, но никак не дефицит ресурсов у столицы.

Соответственно, ускорение сокращения очереди может по логике вещей идти по двум направлениям. Первое – увеличение числа одновременно находящихся в обработке заявок очередников, для чего необходимо увеличение штата сотрудников ДГИ.​

Второе – ускорение процедуры выбора варианта, устраивающего очередника, что означает ужесточение сроков, отводимых очередникам для выбора, вплоть до исключения из очереди тех очередников, кто превысил время, отведенное для принятия решения, и тем самым тормозит рассмотрение заявок других очередников, вставших в очередь позже него. Однако этот вариант мы категорически не приемлем по этическим соображениям. Мы допускаем только информационное воздействие на избыточно требовательных очередников.

 

🗣С учетом вышесказанного обращаемся к исполнительным органам власти города Москвы с просьбой принять решения:

 

1️⃣об увеличении штатной численности подразделений ДГИ, занимающихся очередниками, в два раза, то есть на 65 единиц, до момента сокращения очереди до 7 тыс. человек, это сейчас примерно один год работы с очередниками;

 

2️⃣ о создании Общественного Наблюдательного Совета, который будет контролировать состояние и скорость сокращения очереди, а также готовить ежегодную независимую экспертизу эффективности работы ДГИ в части очередников;

 

3️⃣ о включении в отчет Мэра столицы перед депутатами Московской городской Думы информации о текущем количестве очередников и об изменении этого параметра за отчетный год.

В идеале очереди, как таковой, в Москве не должно быть вовсе: все новые заявки должны приниматься к фактической обработке с момента их подачи, а конкретные предложения ДГИ должны генерироваться не позднее одного месяца.

 

❗Принципиальные предложения по очередникам

Вопрос очередников всегда рассматривается только под одним углом зрения: Москва помогает своим жителям как может и когда может, поэтому и длинная очередь. Однако на проблему очередников можно посмотреть и под другим углом зрения: законодательство установило определенные обязательства города перед очередниками, которые (так раньше не делалось) можно выразить в конкретных цифрах. Соответственно каждое жилищное обязательство города перед очередником имеет свою цену и тогда, следовательно, обязательство города перед очередником, это финансовый актив, который можно вывести на финансовые рынки. Как финансовый актив он будет иметь номинальную стоимость, но неустановленный (ориентировочный) срок до погашения.

Такой подход позволяет требовать с органов власти уплаты тем из очередников, чья заявка еще не в работе, ежегодных процентных платежей, например, по ставке Банка России за тот период, что обязательство города еще не исполнено. Выплата таких «купонов» будет стимулировать органы власти города быстрее решать проблемы очередников, а для самих очередников эта выплата будет справедливой компенсацией их необходимости ждать.

Кроме того, предлагаемый подход позволяет тем из очередников, кто не хочет или не может ждать, немедленно продать обещаемую Москвой помощь (будущее жилье или денежная выплата) и получить с рыночным дисконтом наличные средства незамедлительно, продав свое обязательство банку или финансово-инвестиционной компании. Возможно, кто-то из москвичей предпочел бы незамедлительно обналичить свое нахождение в очереди 10-ти или 15-ти летнему ожиданию.

Концепция оказания жилищной помощи москвичам уже менялась в 2005 году, когда изменение федерального законодательства способствовало отказу от советских подходов к решению жилищных проблем в пользу рыночных. Призываем орган власти Москвы проявить последовательность и сделать еще один шаг в том же направлении: признать включение семьи в очередь на улучшение жилищных условий обязательством города перед очередниками, которое может быть по желанию очередника конвертировано в финансовый актив с правом обращения на финансовых рынках, а тем, кто не пожелает сниматься с очереди по таким основаниям – выплачивать ежегодные платежи за ожидание.