Предлагаем следующие базовые параметры бюджета города Москвы на 2021 год для принятия в первом чтении, обеспечивающие мощный финансовый импульс для преодоления последствий коронавируса:

  • Доходы — 3,6 трлн. рублей
  • Расходы — 4,1 трлн. рублей
  • Дефицит — 0,5 трлн. рублей

Ключевой смысл предложения фракции заключается в формировании максимально возможного дефицита, что позволит максимизировать расходы бюджета, направляемые, во-первых, на обеспечение бюджетной сферы в новых средствах, вызванных необходимостью функционирования в условиях пандемии и ее возможного неоднократного повторения и, во-вторых, направляемые на стимулирование экономической активности городского хозяйства, в том числе в части роста госинвестиций, расширения практики государственно-частного партнерства, поддержки малого и среднего бизнеса, существенного сокращения очередников на улучшение жилищных условий.

Это позволит продемонстрировать как жителям Москвы, так и получателям бюджетных средств, что Москва не только выполнит все взятые на себя в 2020 году финансовые обязательства, но и выделит дополнительные средства для роста деловой активности, пострадавшей в ходе пандемии.

Резкий рост дефицита предлагается покрыть за счет запуска масштабной заемной политики – эмиссии облигаций, что существенно улучшит общий деловой климат столицы. Разумеется, через год, по итогам 2021 года Москва может пересмотреть эти планы в случае, как мы ожидаем, существенного улучшения ситуации со сбором налогов. Однако, чтобы это случилось, необходим сильный, масштабный импульс.

Призываем все заинтересованные стороны проявить политическую волю и дать Москве импульс для развития.

Пояснительная записка

В каждом годовом бюджете Москвы, уже много лет подряд, суммы прогнозируемых доходов занижаются, а суммы планируемых расходов завышаются. В результате бюджет столицы принимается с дефицитом, а уже по факту он оказывается профицитным.

Назвать такое положение дел непрофессионализмом финансистов города нельзя, это такой стиль ведения бюджетно-финансовых дел, который, кстати, обеспечил городу весомую подушку безопасности – накопление крупных остатков бюджетных средств. По нашим расчетам на начало 2020 года их было не менее 500 млрд. рублей[1].

Суммирование профицита и дефицита бюджета за 2001-2019 годы дает цифру свободных остатков бюджета на начало 2020 года в 113 млрд. Простое суммирование профицита за тот же период (в дефицитные годы дефицит мог быть покрыт не за счет остатков на счетах бюджета, а, например, за счет продажи имущества) дает сумму свободных остатков бюджета уже в 541 млрд рублей.

Вторая цифра представляется более точной, принимая во внимание максимальную величину кассовых разрывов, которые город в последние годы покрывал самостоятельно, без привлечения заемных средств или продажи имущества. Самый крупный из них – 328 млрд. рублей, использованных городом в декабре 2017 года для покрытия образовавшегося тогда кассового разрыва.

Этот стиль, полагаем, и обеспечил относительно безболезненное, с точки зрения финансов, прохождение Москвой пандемии. Безболезненное – означает, что динамика ежемесячных доходов бюджета-20 в целом повторяет аналогичную динамику прошлых лет.

Но сейчас этот стиль следует кардинально поменять.

Необходимо отметить, что в результате пандемии незапланированно изменилась структура расходов – выросли суммы расходов на здравоохранение и национальную экономику. Кроме того, были отложены или отменены ряд расходов, в основном, капитального характера. Так, по данным мэра Москвы[2], бюджет столицы потратил на борьбу с коронавирусом около четверти триллиона бюджетных рублей, изначально не предусмотренных на эти цели.

По данным пресс-службы мэрии[3] общий объем расходов на оказание помощи столичному бизнесу, не предусмотренных бюджетом-20, но вызванных пандемией, составил 114,5 млрд. рублей. Причем до конца 2020 года эта сумма может возрасти до 190 млрд. рублей

Таким образом, внеплановые расходы бюджета, вызванные пандемией, оцениваются в 440 млрд рублей, что составляет почти 14% от запланированных расходов бюджета-20 (3150 млрд. рублей).

По данным мэра Москвы[4] бюджет столицы за 2020 год недополучит около полтриллиона рублей доходов, что составляет почти 18% от доходов бюджета-20 (2799 млрд. рублей) и на эту сумму придется сократить запланированные расходы. Следовательно, общая сумма расходов бюджета-20, откладываемых в неизвестность из-за отсутствия доходов, составляет порядка 940 млрд. рублей (440+500 млрд.).

Для нас очевидно, и это наша принципиальная позиция, что в сложившихся условиях перерыве в ситуации с коронавирусной инфекцией необходимо:

  • профинансировать отмененные расходы бюджета-20 (440 млрд. рублей);
  • продолжить господдержку (190 млрд. рублей) отраслей экономики города[5] и москвичей[6];
  • восполнить запасы города, то есть нарастить свободные остатки бюджетных средств на сумму 160 млрд. рублей (это величина кассового разрыва бюджета-20 на 1 сентября 2020 года);
  • дать экономике города сильный импульс для преодоления последствий пандемии и обеспечения устойчивого роста, для чего увеличить капитальные расходы бюджета на 600 млрд. рублей (это 100% от суммы расходов на Адресную инвестиционную программу).

Итого: 1,39 трлн. дополнительных рублей расходов.

С учетом «обычных» расходов 3278 млрд. рублей (утверждённые в прошлом году расходы бюджета 2021 года) общая сумма расходов бюджета 2021 года могла бы составить 4,7 трлн. рублей.

Даже несмотря на то, что в ряде месяцев 2020 года бюджет Москвы получал на 50-100 млрд. рублей доходов меньше, чем в аналогичный месяц предыдущего года, общая сумма доходов за весь 2020 год составит, по нашей экспертной оценке, не меньше 2,6 млрд. рублей. С учетом дополнительных доходов, получаемых от роста капитальных расходов и господдержки, способствующих росту деловой активности, мы полагаем, что объем доходов бюджета за 2021 год составит 3,6 млрд. рублей. Иными словами, город, в отличие от прежних лет должен сформировать максимально напряженное задание по доходам.

С учетом требования Бюджетного Кодекса РФ о предельном размере дефицита бюджета (15% от 3,6 трлн.) допустимый объем расходов бюджета Москвы на 2021 год может составить 4,1 трлн. рублей. Это меньше, чем наши расчетные ожидания (4,7 млрд. рублей), поэтому остаток (0,6 трлн. рублей) следует перенести на бюджет-22, в котором также предусмотреть максимальный дефицит.

Мы полагаем, что дефицит бюджета-21 в размере 0,5 трлн. рублей должен быть покрыт эмиссией облигаций. При том, что общий рынок государственных и муниципальных облигаций превышает 24 трлн. рублей[7], физические лица демонстрируют рост сбережений[8], а банки и инвестиционные компании – рост ликвидности[9], у нас нет сомнений, что облигации города будут успешно размещены. Разумеется, они должны быть эмитированы не одномоментно и с разными сроками погашения.

Предлагаемые меры, помимо прочего, улучшат индекс инфляционных ожиданий населения. Они увидят наличие у властей стратегического плана, что снизит масштабы панических настроений и, в частности, снизит нагрузку на валютный рынок.

Если ситуация с доходами бюджета в 2022 и 2023 годах улучшится, город может досрочно отказаться от политики дефицитного бюджета и программы заимствований.

Предлагаемые параметры бюджета на
2021 и плановый период 2022 и 2023 годы, трлн. рублей

  2021 год 2022 год 2023 год
Доходы 3,6 3,7 3,8
Расходы 4,1 4,2 4,3
Дефицит 0,5 0,5 0,5

[1] Все исходные данные для расчетов параметров бюджета получены с официального сайта Департамента финансов Москвы, https://budget.mos.ru/ Даты обращения 31.08.20-4.09.2020

[2] https://coronavirus-monitor.ru/ru/novosti/sobyanin-ocenil-rashody-moskvy-na-borbu-s-koronavirusom/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[3] https://tass.ru/ekonomika/9372989/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[4] https://coronavirus-monitor.ru/ru/novosti/sobyanin-ocenil-rashody-moskvy-na-borbu-s-koronavirusom/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[5] Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает продлить антикризисные меры поддержки бизнеса до конца 2021 года: https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/03/n_14884772.shtml/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[6] https://www.rbc.ru/economics/04/09/2020/5f52021c9a79476d62dc144f?from=from_main_13

[7] http://cbonds.ru/news/item/1212357/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[8] http://www.finmarket.ru/main/article/5307143/ Дата обращения 3.09.2020 г.

[9] https://cbr.ru/collection/collection/file/27807/lb_2020-49.pdf/ Дата обращения 3.09.2020 г.