1. В пределах компетенции Правительства Москвы

Для физических лиц:

  • Лицам, имеющим социальные льготы и выплаты по линии Департамента социальной поддержки Москвы, а также многодетным семьям выделять на еженедельной основе продуктовые наборы;
  • Отметить платные парковки. Прекратить физическое присутствие контролеров парковочных мест на улицах города;
  • Всем жителям города, уволенным с момента введения карантина и самоизоляции до момента окончания действия этих мер, выплатить за счет средств бюджета города единовременное пособие в размере 2 МРОТ, а если в семье уволенного есть ребенок, то на каждого ребенка выделить выплату в размере 1 МРОТ;
  • Всем жителям города — владельцам жилья и ответственным квартиросъемщикам, уволенным с момента введения карантина и самоизоляции до момента окончания действия этих мер, установить рассрочку на уплату счетов по единому платежному документу на 12 месяцев, начиная с 4-го месяца с момента окончания действия названных мер;
  • Для жителей, имеющих на 01.02.2020 года ипотеку в банках, зарегистрированных в Москве и по объектам, расположенным в Москве, субсидировать за второй и третий кварталы 2020 года на 50% выплаты по процентам по банковскому кредиту;
  • Обеспечить бесплатную раздачу медицинских масок для всех жителей Москвы у входов на станции метрополитена, магазинов и аптечных пунктов.
  • Запретить на время действия карантина и мер по самоизоляции, а также  2-х месяцев сверх того, рекламирование услуг микрофинансовых компаний и предоставление новых микрозаймов.
  • Для медицинских работников, работающих напрямую с заболевшими коронавирусом, ввести дополнительные выплаты в размере 50.000 рублей для врачей и 30.000 рублей для медицинских сестер в месяц.

Для юридических лиц:

  • Установить для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, являющихся арендаторами коммерческой недвижимости, вынужденными остановить функционирование вследствие карантина и мер по самоизоляции, субсидию на оплату 50% арендной платы до момента прекращения названных мер за счет средств бюджета Москвы;
  • Установить для юридических лиц, вынужденных остановить функционирование вследствие карантина и мер по самоизоляции, на период с 01.03.2020 года и до момента окончания действия названных мер нулевую ставку по налогу на землю и налогу на имущество, в части, зачисляемой в бюджет города Москвы.
  • Запретить проведение шумных работ на время карантина и мер по самоизоляции;
  • Рекомендовать операторам сотовой связи и провайдерам интернета предоставить жителям Москвы отсрочку уплаты счетов, выставляемых за период с 01.03.2020 года до момента окончания действия мер по карантину и самоизоляции.

Бюджет Москвы:

Необходимо как можно быстрее пересмотреть бюджет на 2020-2022 годы, в том числе заморозить и/или сократить ряд госпрограмм, не связанных с занятостью, здоровьем и безопасностью жителей города.

  1. В пределах компетенции Правительства Московской области:

Рекомендуем принять меры, аналогичные в Москве, см. п. 1

  1. В пределах компетенции Правительства РФ:
  • Предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по уплате процентов по банковским кредитам за второй квартал 2020г.;
  • Предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по погашению банковских кредитов, срок погашения которых приходится на второй квартал 2020 года;
  • Освободить предприятия малого и среднего бизнеса от ЕНВД и от налогов на заработную плату в ФОМС на второй квартал 2020г.;
  • Ввести полугодовой мораторий на выплату налогов для малого и среднего бизнеса;
  • Ввести административный штраф в размере 200 тысяч для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридический лиц за завышение цен более чем в 2 раза на средства защиты;
  • Освободить организации, подведомственные Правительству Москвы, от уплаты имущественного и земельного налога за второй квартал 2020 года, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

Комментарий к предлагаемым мерам

Кризис, вызванный коронавирусом, создал серьезные проблемы в жизни как физических, так и юридических лиц.

Очевидно, что органы власти обязаны принять меры, которые позволят москвичам и организациям города пережить этот кризис с минимальными потерями.

Вместе с тем органы власти обязаны помнить о колоссальной имущественной дифференциации москвичей и о необходимости не нарушать базовые принципы бизнес-конкуренции.

Введение карантина, самоизоляции и прямого запрета на покидание жилищ ведет к сокращению доходов работающих москвичей, а также к введению режима экономии большинством жителей города.

Это, в свою очередь, влечет за собой в течение первого месяца:

  • малоимущие: использование запасов;
  • средний класс: отказ от сбережений (прекращение накоплений).

Со второго месяца (если ограничительные мероприятия продлятся больше месяца):

  • малоимущие: привлечение займов и попадание в финансовую кабалу;
  • средний класс: использование сбережений и постепенный переход в категорию малоимущих.

В банковском секторе мы можем наблюдать уже с первого месяца:

— сокращение оборота денег;

— увеличение на руках у населения и рост расчетов наличными средствами;

— рост объемов снятия денег со счетов до востребования;

Со второго месяца массовый клиент начнет требовать деньги с депозитов. Тогда вырастет спрос и ставки на рынке межбанковского кредитования (МБК).

С третьего месяца рынок МБК прекратит функционирование и банки, желая получить средства для выплат по депозитам, начнут избавляться от активов по любым ценам.

Фондовый рынок начнет стремительно падать по неспекулятивным (сиюминутным) причинам.

В сфере розничной торговли будет наблюдаться сокращение товарооборота, начиная с первого месяца.

В сфере услуг будет наблюдаться критическое падение выручки уже с первого месяца, а уже с третьего можно будет наблюдать банкротство большинства малых и средних предприятий.

В сфере производства будет наблюдаться сокращение объемов производства, вызванное нарушением сроков поставок комплектующих, сокращением оборотных средств, ростом товарных запасов.

С шагом в один месяц следует ожидать серьезного сокращения доходов бюджета Москвы, то есть доходы за апрель уже будут провальными даже по сравнению с доходами за март. В основном сокращения стоит ожидать  по налогу на прибыль и подоходному налогу.

По итогам за год следует быть готовыми по наихудшему сценарию к сокращению доходов бюджета в два раза.

Таким образом, с учетом неравномерности финансового и имущественного состояния москвичей, а также обязанности властей поддерживать разумный уровень бизнес-конкуренции представляется необходимым ограничиться следующими мерами:

  • защитить доходы малоимущих и социально незащищенных семей;
  • оказать поддержку малому и среднему бизнесу;
  • стимулировать сохранение рабочих мест.