- В пределах компетенции Правительства Москвы
Для физических лиц:
- Лицам, имеющим социальные льготы и выплаты по линии Департамента социальной поддержки Москвы, а также многодетным семьям выделять на еженедельной основе продуктовые наборы;
- Отметить платные парковки. Прекратить физическое присутствие контролеров парковочных мест на улицах города;
- Всем жителям города, уволенным с момента введения карантина и самоизоляции до момента окончания действия этих мер, выплатить за счет средств бюджета города единовременное пособие в размере 2 МРОТ, а если в семье уволенного есть ребенок, то на каждого ребенка выделить выплату в размере 1 МРОТ;
- Всем жителям города — владельцам жилья и ответственным квартиросъемщикам, уволенным с момента введения карантина и самоизоляции до момента окончания действия этих мер, установить рассрочку на уплату счетов по единому платежному документу на 12 месяцев, начиная с 4-го месяца с момента окончания действия названных мер;
- Для жителей, имеющих на 01.02.2020 года ипотеку в банках, зарегистрированных в Москве и по объектам, расположенным в Москве, субсидировать за второй и третий кварталы 2020 года на 50% выплаты по процентам по банковскому кредиту;
- Обеспечить бесплатную раздачу медицинских масок для всех жителей Москвы у входов на станции метрополитена, магазинов и аптечных пунктов.
- Запретить на время действия карантина и мер по самоизоляции, а также 2-х месяцев сверх того, рекламирование услуг микрофинансовых компаний и предоставление новых микрозаймов.
- Для медицинских работников, работающих напрямую с заболевшими коронавирусом, ввести дополнительные выплаты в размере 50.000 рублей для врачей и 30.000 рублей для медицинских сестер в месяц.
Для юридических лиц:
- Установить для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, являющихся арендаторами коммерческой недвижимости, вынужденными остановить функционирование вследствие карантина и мер по самоизоляции, субсидию на оплату 50% арендной платы до момента прекращения названных мер за счет средств бюджета Москвы;
- Установить для юридических лиц, вынужденных остановить функционирование вследствие карантина и мер по самоизоляции, на период с 01.03.2020 года и до момента окончания действия названных мер нулевую ставку по налогу на землю и налогу на имущество, в части, зачисляемой в бюджет города Москвы.
- Запретить проведение шумных работ на время карантина и мер по самоизоляции;
- Рекомендовать операторам сотовой связи и провайдерам интернета предоставить жителям Москвы отсрочку уплаты счетов, выставляемых за период с 01.03.2020 года до момента окончания действия мер по карантину и самоизоляции.
Бюджет Москвы:
Необходимо как можно быстрее пересмотреть бюджет на 2020-2022 годы, в том числе заморозить и/или сократить ряд госпрограмм, не связанных с занятостью, здоровьем и безопасностью жителей города.
- В пределах компетенции Правительства Московской области:
Рекомендуем принять меры, аналогичные в Москве, см. п. 1
- В пределах компетенции Правительства РФ:
- Предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по уплате процентов по банковским кредитам за второй квартал 2020г.;
- Предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по погашению банковских кредитов, срок погашения которых приходится на второй квартал 2020 года;
- Освободить предприятия малого и среднего бизнеса от ЕНВД и от налогов на заработную плату в ФОМС на второй квартал 2020г.;
- Ввести полугодовой мораторий на выплату налогов для малого и среднего бизнеса;
- Ввести административный штраф в размере 200 тысяч для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридический лиц за завышение цен более чем в 2 раза на средства защиты;
- Освободить организации, подведомственные Правительству Москвы, от уплаты имущественного и земельного налога за второй квартал 2020 года, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Комментарий к предлагаемым мерам
Кризис, вызванный коронавирусом, создал серьезные проблемы в жизни как физических, так и юридических лиц.
Очевидно, что органы власти обязаны принять меры, которые позволят москвичам и организациям города пережить этот кризис с минимальными потерями.
Вместе с тем органы власти обязаны помнить о колоссальной имущественной дифференциации москвичей и о необходимости не нарушать базовые принципы бизнес-конкуренции.
Введение карантина, самоизоляции и прямого запрета на покидание жилищ ведет к сокращению доходов работающих москвичей, а также к введению режима экономии большинством жителей города.
Это, в свою очередь, влечет за собой в течение первого месяца:
- малоимущие: использование запасов;
- средний класс: отказ от сбережений (прекращение накоплений).
Со второго месяца (если ограничительные мероприятия продлятся больше месяца):
- малоимущие: привлечение займов и попадание в финансовую кабалу;
- средний класс: использование сбережений и постепенный переход в категорию малоимущих.
В банковском секторе мы можем наблюдать уже с первого месяца:
— сокращение оборота денег;
— увеличение на руках у населения и рост расчетов наличными средствами;
— рост объемов снятия денег со счетов до востребования;
Со второго месяца массовый клиент начнет требовать деньги с депозитов. Тогда вырастет спрос и ставки на рынке межбанковского кредитования (МБК).
С третьего месяца рынок МБК прекратит функционирование и банки, желая получить средства для выплат по депозитам, начнут избавляться от активов по любым ценам.
Фондовый рынок начнет стремительно падать по неспекулятивным (сиюминутным) причинам.
В сфере розничной торговли будет наблюдаться сокращение товарооборота, начиная с первого месяца.
В сфере услуг будет наблюдаться критическое падение выручки уже с первого месяца, а уже с третьего можно будет наблюдать банкротство большинства малых и средних предприятий.
В сфере производства будет наблюдаться сокращение объемов производства, вызванное нарушением сроков поставок комплектующих, сокращением оборотных средств, ростом товарных запасов.
С шагом в один месяц следует ожидать серьезного сокращения доходов бюджета Москвы, то есть доходы за апрель уже будут провальными даже по сравнению с доходами за март. В основном сокращения стоит ожидать по налогу на прибыль и подоходному налогу.
По итогам за год следует быть готовыми по наихудшему сценарию к сокращению доходов бюджета в два раза.
Таким образом, с учетом неравномерности финансового и имущественного состояния москвичей, а также обязанности властей поддерживать разумный уровень бизнес-конкуренции представляется необходимым ограничиться следующими мерами:
- защитить доходы малоимущих и социально незащищенных семей;
- оказать поддержку малому и среднему бизнесу;
- стимулировать сохранение рабочих мест.