Ответы начальника ГУ МВД России по г. Москве О.А. Баранова на вопросы депутата Московской городской Думы М.И. Яндиева (депутатская фракция Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ)

  1. «Почему до сих пор не подписан документ о порядке взаимодействия ГУ МВД России по Москве с Правительством Москвы? Отсутствие этого порядка ведет к тому, что полиция не реагирует на нарушения московского кодекса об административных нарушениях. За этой ситуацией стоят десятки и сотни тысяч жалоб жителей на нарушения их прав и бездеятельность полиции. Это чрезвычайно актуальная проблема. Когда Вы ею займетесь и к какому сроку закончите?».

Ответ:

Проект соглашения МВД России и Правительства Москвы подготовлен и согласован по линии МВД России. Вместе с тем для подписания соглашения Кодекс города Москвы об административных правонарушениях должен быть приведен в соответствие с федеральным законодательством. Неприведение КоАП г. Москвы в соответствие с федеральным законодательством влечет невозможность заключения соглашения в части составления полицией протоколов по отдельным составам правонарушений (в том числе нарушение тишины).

ГУ МВД России по г. Москве неоднократно обращалось к Правительству Москвы и Московской городской Думе о необходимости корректировки КоАП г. Москвы. Также соответствующая информация доводилась до органов власти прокуратурой города Москвы и Главным управлением Минюста по г. Москве.

7 ноября 2019 года в Московскую городскую Думу повторно направлено обращение о приведении Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в соответствие с законодательством Российской Федерации и принятии мер по ускорению внесения необходимых поправок в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (исх. № 1/10736 от 7 ноября 2019 года). ГУ МВД России по г. Москве заинтересовано в скорейшем принятии законодательных актов, обеспечивающих возможность реализации полицией административно-юрисдикционных полномочий в отношении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в городе Москве.

  1. «Почему полицейское руководство регулярно отвлекает участковых от своих прямых обязанностей на выполнение иных, общеполицейских дел? Текучка, неукомплектованность, слабое материально-техническое оснащение, нерешаемость бытовых вопросов — вот основные проблемы московских участковых. Это самое близкое к населению звено полиции, но и самое бесправное. Почему полиция бросила участковых на произвол судьбы? Когда будет разработана программа обновления института участковых, чтобы он стал реально защищать жителей?».

Ответ:

В целях повышения эффективности и снижения нагрузки на участковых уполномоченных полиции 29 марта 2019 года издан приказ МВД России № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», которым предписано исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции проведения проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков.

Наряду с этим, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29 марта 2019 года № 205, отменены бумажные виды учетов (паспорта на административные участки, на жилые дома) участковых уполномоченных полиции, введена систематизация учетных форм в электронном виде, минимизировано их отвлечение от основных обязанностей с акцентом на работу в жилом секторе.

Принятие иных программ обновления института участковых уполномоченных полиции не планируется.

Вопрос отвлечения участковых уполномоченных полиции от основных обязанностей минимизирован, а в случаях закрепления за участковыми уполномоченными полиции дополнительных участков (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) издаются приказы с установлением дополнительных выплат за совмещение обязанностей в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года №621 «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

При несении службы в отдаленной труднодоступной местности участковым уполномоченным полиции при необходимости выделяется автотранспорт. Так, для участковых уполномоченных полиции УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве выделено 36 автомобилей повышенной проходимости, из них в 2019 году — 4 автомашины марки «УАЗ ПАТРИОТ».

Кроме того, Правительством Москвы в рамках оказания мер социальной поддержки сотрудникам подразделений участковых уполномоченных полиции ГУ МВД России по г. Москве выплачивается ежемесячное пособие.

Также каждому участковому уполномоченному полиции выдан служебный телефон сотовой связи и карта для бесплатного проезда на городском транспорте.

Кроме того, ГУ МВД России по г. Москве принимаются меры, направленные на снижение некомплекта участковых уполномоченных полиции.

В связи с ежегодно растущей численностью населения г. Москвы средний показатель загруженности участковых уполномоченных стал выше установленных нормативов. Так, на одного участкового уполномоченного полиции приходилось 4,8 тыс. человек, постоянно проживающих на обслуживаемой территории г. Москвы (норматив; 2,8 — 3 тыс. человек). ГУ МВД России по г. Москве на постоянной основе осуществляет маневрирование имеющимися штатными ресурсами в зависимости от складывающихся нагрузочных показателей, оперативной обстановки, динамики прироста населения и степени укомплектованности введенных щтатных единиц.

В целях комплектования подразделений участковых уполномоченных полиции организовано взаимодействие с учебными заведениями и военкоматами г. Москвы. В этом неоценимую помощь оказывают образовательные организации МВД России. Московский университет МВД России имени Владимира Яковлевича Кикотя является для ГУ МВД России по г. Москве основным комплектующим учебным заведением. В текущем году на службу в ГУ МВД России по г. Москве ожидается прибытие 216 молодых специалистов, в том числе в качестве участковых уполномоченных полиции. На вакантные должности участковых уполномоченных полиции подобрано 273 кандидата.

В соответствии с распоряжениями Правительства Москвы участковым уполномоченным полиции оказываются дополнительные меры социальной поддержки в форме выплаты ежемесячных пособий.

Согласно статье 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящееся к жилым помещенР1ям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в 2019 году 7 участковых уполномоченных полиции получили служебную жилую площадь.

В рамках реализации распоряжения Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года № 698-РП «О мерах по оказанию социальной поддержки участковым уполномоченным полиции», в соответствии с Регламентом взаимодействия между Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и ГУ МВД России по г. Москве 139 участковым уполномоченным полиции оказана социальная поддержка в форме выплаты единовременного пособия сотрудникам, не обеспеченным служебными жилыми помещениями и заключившим договор найма жилого помещения, расположенного на территории района (поселения) города Москвы, в котором находится обслуживаемый участок, либо сопредельных с ним районов (поселений).

Кроме того, согласно постановлению Правительства Москвы от 22 января 2020 года № 28 «О ежемесячно надбавке к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за сложность выполняемых задач сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам полиции, участвующим в охране общественного порядка на территории города Москвы, в 2020 году увеличена ежемесячная надбавка к месячному окладу.

  1. «Когда Вы примите меры в отношении заявлений жителя района Сокольники Косцова В.М., который неоднократно обращался в ОМВД Сокольники по вопросу привлечения к уголовной ответственности группы людей, совершивших в отношении него преступление. Последнее заявление было подано 21 июня 2019 г. КУСП№8797.».

Ответ:

Указанный гражданин с 2016 года неоднократно обращался в Отдел МВД России по району Сокольники г. Москвы с заявлениями, в связи с действиями мужчины, являющегося собственником двух трети долей квартиры, в которой проживает заявитель, после перехода права собственности на них по сделке купли-продажи. При этом заявитель, в собственности которого находится одна треть доли квартиры, в своих обращениях указывает на то, что ему создают условия, затрудняющие комфортное проживание, что выражается в систематическом нарушении тишины и создании конфликтных ситуаций на бытовой почве, в том числе подселение на жилую площадь второго собственника квартиры посторонних и ранее судимых лиц. Целью таких действий является принуждение заявителя к совершению заведомо невыгодной сделки по продаже оставшейся доли квартиры. Кроме этого, заявитель указывает на то, что действия второго собственника повлекли посттравматическое стрессовое расстройство, причинившее тяжкий вред здоровью, что подтверждено заключением специалистов негосударственного медицинского учреждения в апреле 2019 года. Установлено, что в соответствии с решением Преображенского районного суда города Москвы от 2 ноября 2016 года посторонние лица выселены из квартиры.

По указанным заявлениям в связи с отсутствием признаков преступления принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. По заявлению от 21 июня 2019 года в возбуждении уголовного дела было отказано.

По ходатайству руководства Отдела МВД России по району Сокольники г. Москвы 27 февраля 2020 года решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, проводится дополнительная проверка.

Для принятия законного и обоснованного решения 27 февраля 2020 года назначено проведение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, по результатам которой можно будет сделать объективный вывод о наличии у заявителя расстройства, с последующим определением степени причиненного здоровью вреда. Заключение специалистов негосударственного медицинского учреждения о наличии у него тяжкого вреда здоровью не может быть принято в качестве документального свидетельства, ввиду того, что выводы специалистов основаны исключительно на субъективных доводах заявителя и требуют проверки на предмет объективности и достоверности в рамках официальной экспертизы.

Также поясняю, что в ходе проверки сведения, подтверждающие в той или иной степени факт принуждения заявителя к совершению сделки по отчуждению 1/3 доли квартиры, не получены, решить вопрос о возбуждении уголовного не представляется возможным.

Так, заявления и объяснения заявителя и его супруги содержат сведения только о нарушении вторым собственником квартиры тишины в ночное время и порядка пользования квартирой, а также о препятствовании в пользовании почтовым ящиком.

В связи с этим принимаются меры к установлению всех возможных данных, позволяющих установить наличие квалифицирующих признаков уголовно наказуемого деяния и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Оценка действий должностных лиц в связи с длительным рассмотрением обращений будет дана в установленном порядке по результатам служебного расследования.

С учетом проводимых мероприятий о результатах заявитель будет уведомлен в установленном порядке.

  1. «Какие московское МВД вынесло уроки из предвыборных, в МГД, митинговых событий прошлого года? Огромное количество задержанных, ничем не мотивированная жесткость при задержаниях, необыкновенная, даже от пластикового стаканчика, ранимость сотрудников полиции и Росгвардии — это лишь часть негатива, отмеченного москвичами в те дни. Несомненно, что полиции необходимо принципиально усилить взаимодействие с общественностью, заручиться большей поддержкой москвичей, но пока, к сожалению, никакой работы в этом направлении не видно. Когда начнете?».

Ответ:

В рамках взаимодействия с институтами гражданского общества и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» в ГУ МВД России по г. Москве функционирует Общественный совет. Деятельность Общественного совета способствует развитию комплекса мероприятий, направленных в первую очередь, на повышение качества работы органов внутренних дел столицы и степени защищенности граждан от противоправных посягательств, а также уровня доверия граждан к органам внутренних дел.

Одним из действенных направлений взаимодействия является создание эффективного инструмента «институт общественных наблюдателей» по контролю за соблюдением законности сотрудниками полиции, обеспечивающими общественный порядок во время проведения протестных акций, и непосредственно самими участниками подобных мероприятий.

В 2019 году члены Общественного совета в качестве наблюдателей активно работали в составе групп при проведении в городе наиболее значимых общественно-политических мероприятий. Членами Общественного Совета отмечались слаженность и профессионализм полиции при охране общественного порядка и пресечении попыток дестабилизации обстановки организаторами и участниками акций.

В средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещались объективные комментарии членов Общественного совета о принятых сотрудниками органов внутренних дел мерах в отношении участников публичных мероприятий.

Во время проведения не согласованных с органами исполнительной власти акций в центральной части города Москвы сотрудниками полиции и Росгвардии осуществлялись задержания наиболее агрессивно настроенных граждан, нарушавших общественный порядок. В отношении данных лиц были составлены административные протоколы.

Нарушений сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности не установлено, должностные лица органов внутренних дел действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. «Почему начальники ОМВД по районам, вот, например. Пресненского района, нарушают требования закона о необходимости годового отчета перед муниципальными депутатами? Порой полицейские начальники скрывают дату и место проведения отчета и вместо муниципальных депутатов встречаются с другими лицами, называя это отчетом перед мундепами. Например, «липовый» отчет главы УВД Таганского района, состоявшийся 28 января 2020 года. Причем такое происходит регулярно, из года в год. Когда Вы наладите работу своих подчиненных и заставите всех глав районных отделений полиции отчитываться перед муниципальными депутатами?».

Ответ:

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Во исполнение приказа ГУ МВД России по г. Москве от 14 ноября 2019 года № 538 «Об отчетах перед представительными органами муниципальных образований о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2019 год», по состоянию на 1 марта 2020 года начальниками всех отделов МВД России по районам г. Москвы, межмуниципальных отделов (отделений) МВД России проведены отчеты перед советами депутатов, получены соответствующие решения, за исключением Отдела МВД России по району Щукино г. Москвы, отчет начальника которого, по согласованию с главой муниципального образования Щукино в г. Москве, перенесен на 2 апреля 2020 года.

Отчет начальника Отдела МВД России по Пресненскому району г. Москвы состоялся 18 февраля 2020 года в здании управы пресненского района г. Москвы. На отчете присутствовало должностное лицо Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, осуществлявшее контроль за его проведением. Решение Советом депутатов принято.

Отчет начальника Отдела МВД России по Таганскому району г. Москвы состоялся 28 января 2020 года, на котором присутствовали 10 депутатов. Согласно Уставу внутригородского муниципального образования Таганского района города Москвы и Закону г. Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года число депутатов Таганского района составляет 15 человек. Таким образом, кворум был соблюден.

  1. «Почему Ваши сотрудники нам — городским и муниципальным депутатам — не товарищи и не помощники? Ведь мы, казалось бы, делаем одно дело. Работаем по в целом общим проблемам. Работаем в интересах одних и тех же людей — москвичей. Но полицейская система живет как-то своей, изолированной от всех остальных жителей города, жизнью и совершенно не хочет сопереживать нашим проблемам. Шум, драки, наркоманы и пр., пр., пр. — мы, москвичи, остаемся с этим один на один, а где полиция ходит, непонятно. Когда Вы повернетесь к москвичам лицом?».

Ответ:

Утверждение, что «полицейская система живет какой-то своей, изолированной от всех остальных жителей города, жизнью и совершенно не хочет сопереживать нашим проблемам» не имеет своего объективного подтверждения. Полиция незамедлительно реагирует на все сообщения о происшествиях, поступающие по разным каналам связи, а также переданные устно.

Служба участковых уполномоченных полиции на протяжении более 15 лет успешно работает в тесном контакте с представителями общественных пунктов охраны порядка. Участковые уполномоченные ежедневно осуществляют профилактический обход закрепленного за ними административного участка, во время которого общаются с населением, представителями администрации различных учреждений. Кроме того, три раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам осуществляют прием населения на участковых пунктах охраны порядка. В обязательном порядке ежегодно проводится отчет участковых уполномоченных полиции перед населением. Доступны для населения и руководители подразделений полиции всех рангов, которые также осуществляют прием населения по графику. В сети Интернет имеется официальный сайт ГУ МВД России по г. Москве, аналогичные сайты имеются и во всех УВД по АО ГУ МВД России по г. Москве. Контактные телефоны подразделений полиции размещены не только на официальных сайтах и сайтах районных управ, но и на служебных автомобилях.

Необходимо отметить, что в столице Российской Федерации более безопасно, чем в мировых столицах Европы и США. Город Москва с каждым годом становится все более безопасной для проживания и культурного посещения. Так, уровень преступности в городе Москве составляет 1126 преступлений в расчете на 10 тысяч населения, что в разы ниже, чем в Нью-Йорке (2306) и столицах Европы (г. Мадрид (7586), г. Лондон (9685), г. Берлин (12 853)). Уровень преступности остается наименьшим в мире по изнасилованиям, разбойным нападениям, по кражам с проникновением, по мошенничествам и по иным преступлениям, связанным с насилием.

Также отмечается снижение количества преступлений, зарегистрированных в общественных местах (-5,6%), в том числе на улицах города (-12,0%), в жилом секторе (-8,0%), в том числе на бытовой почве (-22,8%).

Сократилось число совершенных в городе: убийств (-15,9%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-1,7%), в том числе со смертельным исходом (-5,8%); разбоев (-5,8%); грабежей (-8,4%); квар1ирных краж (-23,8%); краж транспортных средств (-25,4%); хулиганств (-15,2%) и целого ряда других преступлений.

ГУ МВД России по г. Москве проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Так, автономной некоммерческой организацией в области социальной сферы «Новые социальные технологии» проведено социологическое исследование на тему «Мнение москвичей об обеспечении безопасности граждан, городских объектов и работе служб спасения».

Согласно данному исследованию москвичи и гости столицы оценили эффективность работы в 2019 году Московской полиции довольно высоко: положительно — 51,6%, удовлетворительно — 26,5%. Уровень доверия граждан к органам внутренних дел увеличился и составил 72,9%. Это говорит о высокой оценке профессионализма сотрудников.

81% граждан чувствует себя безопасно в той или иной степени в г. Москве в районе своего проживания. Граждане удовлетворены работой полиции в плане обеспечения безопасности личности (68,5%), предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений (68%), а также охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (67%). Деятельность ГУ МВД России по г. Москве по улучшению криминогенной ситуации в городе положительно оценили 76,1% респондентов.